Александрова Татьяна Дмитриевна музыкальный руководитель МБДОУ "Детский сад № 84"

Музыкальное воспитание дошкольников.

   Музыкальное воспитание — это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства — формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке, передачи им опыта музыкальной деятельности7. Поэтому музыкальное воспитание происходит в процессе усвоения ребенком общественно — выработанных способов и действий. 

Умение  донести до детей музыкальное  произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, — благородная и ответственная  задача. Процессом музыкального воспитания должен руководить педагог, профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.
Теория  и практика музыкального воспитания детей постоянно совершенствуется, творческий опыт передовых педагогов широко обобщается. Музыкальный руководитель должен повышать свой теоретический и профессиональный практический уровень, педагогическое мастерство.
Ребенок в том случае успешно усваивает  различные виды музыкальной деятельности, если учитываются его индивидуальные особенности, возрастные возможности.
Музыкальное развитие — это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной  деятельности. Определенное значение имеют индивидуальные особенности каждого ребенка8.
Развитие  происходит:
- в области эмоций — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным реакциям;
- в области ощущения, восприятия  и слуха — от отдельных различений  музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
- в области проявлений отношений  — от неустойчивого увлечения  к более устойчивым интересам,  потребностям, к первым проявлениям  музыкального вкуса;
- в области исполнительской деятельности — от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально — ритмическом движении9.
Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного  обучения.
Обучение музыке — воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения. В свою очередь ребенок активно усваивает это.
Воспитание  в целом, и обучение в частности, должно «забегать» вперед развития и  «подтягивать» его за собой. Музыкальное развитие обуславливается процессом воспитания и обучения. Уровень развития определяется поведением детей на музыкальных занятиях, творческими проявлениями в самостоятельной деятельности. Если ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне музыкального развития. Очень важно в процессе музыкального воспитания учитывать особенности, интересы каждого ребенка. Необходимо помнить об индивидуально — дифференцированном подходе, который помогает осуществлять контроль за индивидуальным развитием детей, отмечать те сдвиги, которые произошли в их развитии и воспитании.
В процессе коллективных занятий педагог  предусматривает индивидуальные задания разной степени сложности, что делает их привлекательными для детей и не ущемляет интересов.
Задачи  музыкального воспитания в детском  саду подчинены общей цели всестороннего  и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия  музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников:
1. Пробуждать активный интерес  и любовь к музыке, развивать  правильное ее восприятие, формировать  чувства и переживания детей,  стимулировать их нравственно  — эстетические переживания,  способность к эмоциональной отзывчивости.
2. Обогащать музыкальные впечатления,  знакомя с разнообразными произведениями  и сведениями о них.
З. Приобщать к различным видам  музыкальной деятельности, обучать  способам и навыкам пения и  музыкально — ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах.
4. Формировать певческие голоса  детей, добиваться выразительного  пения, образности и ритмичности  движений, их координации. Точности  игры на музыкальных инструментах. Развивать музыкальные способности:
эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.
5. Стимулировать творческие проявления  в музыкальной деятельности (инсценировки  песен, импровизации несложных  попевок, движений, комбинирование  элементов танца).
6. Пробуждать к самостоятельным  действиям: высказывать свои впечатления  о музыке, исполнять знакомые  песни, применять их в самостоятельной  деятельности.
7. Воспитывать музыкальный вкус  детей, оценочное отношение к  прослушанным произведениям, к  собственному исполнению песен, танцев,
хороводов, игр.
Эти задачи успешно решаются к началу поступления ребенка в школу, при условии, если он воспитывался в детском саду не менее 2 —3 лет10.
«Программа  воспитания в детском саду» —  государственный документ, направляющий всю воспитательную работу на всестороннее развитие детей, на подготовку их к школе. Организационной частью этой программы является программа по музыкальному воспитанию дошкольников.
Материал  программы распределяется по видам  деятельности (игра, занятия, труд, быт) и соответствует семи возрастным группам (две группы раннего детства, две младшие, одна средняя, старшая и подготовительная к школе группы).
Методы  музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально — эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения.
Таким образом, музыкальное воспитание и  развитие — это путь формирования творческих и специально-музыкальных  способностей ребенка.

1 мая 2017 в 17:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.